Ссылка в Интернете: Газета «Культура» №32 (7391) 21-27 августа 2003 г.

РУБРИКА: СИТУАЦИЯ

Уроки прекрасного с риском для жизни

"Мир глазами детей" погибает

КОНФЛИКТ

Анна ЦВЕТКОВА

Улицу Старый Арбат всегда называли самой живописной в Москве. И дело не только в ее архитектурной красоте, хотя и она, безусловно, присутствует. Сложно представить себе сейчас эту старую улицу без художников. Да и прошлое Арбата хранит немало имен известных живописцев - Саврасов, Юон, Поленов. Одним словом, сама история улицы оправдывает существование здесь детской художественной школы. Вот мы минуем Центральный дом актера и оказываемся перед домом № 23, внешне ничем не примечательным. Во дворе дома вовсю кипит строительство - здесь возводят очередное новомодное здание. А вот и детская изостудия "Мир глазами детей". Железная лестница, четыре окна, увитые комнатными растениями, и вывеска: "Занятия проходят 4 раза в неделю с 17 до 20 часов". Здесь преподают основы живописи, художественной лепки, музыки. Около 70 учеников, проживающих в районе Арбат, с удовольствием приходят на занятия в дом, где когда-то творили художники Павел Корин, Николай Терпсихоров, скульптор Сергей Коненков. Правда, сейчас руководитель изостудии Валерий Александрович Кореневич не набирает новые группы. Он не уверен в том, что студия просуществует еще какое-то время. Причина банальна - "Мир глазами детей" фактически не имеет жилплощади.

Вообще изостудии уж не в первый раз приходится отстаивать помещение в здании по адресу: Старый Арбат, 23, на которое она не имеет юридических прав. Все началось еще в 1968 году: здание, в котором Валерий Александрович 5 лет прозанимался с детьми, решили снести. Тогда Кореневичу пришлось подыскивать новое место для изостудии. Совершенно случайно он наткнулся на эти комнаты в переулке Старого Арбата. По словам жильцов дома, здесь долгие годы располагался заброшенный склад детского сада, заведующая которого давно отчаялась привести помещение в порядок. Валерий Александрович отремонтировал комнату, и теперь оставалась самая малость - получить в исполкоме разрешение на организацию детской изостудии. Рассмотрение заявки затянулось, но изостудии разрешили проводить "неофициально" занятия. 15 лет изостудия находилась между небом и землей, но в конце концов Кореневичу позволили оформить аренду на занятое помещение до начала реконструкции дома.

К тому времени "Мир глазами детей" окончило не одно поколение учеников, которые приводили к Кореневичу своих детей и даже внуков. Иными словами, у изостудии сложилась хорошая репутация и появилась своя история - история нескольких поколений детей, которых научили ценить и понимать искусство, и история бескорыстных энтузиастов, без которых искусство вообще невозможно. В 1994 году изостудия оказалась замурованной в прямом смысле этого слова: соседка, которая занимала смежную с изостудией комнату, заложила кирпичом вход в помещение. В управе Кореневичу объяснили ситуацию очень просто - здание должно реконструироваться, и никаких студий здесь не нужно. Два месяца Кореневич и его ученики не могла попасть в студию. Потом сумели открыть окно, приладили деревянную лестницу, и вот оно, "окно в мир прекрасного". В 1995 году наконец-то решили "помочь" студии сделать ремонт помещения. "Приехала милиция, прессовая машина... Положение было совсем безвыходное, документов-то у нас не было никаких, - вспоминает Валерий Александрович. - Тогда я перегородил дверной проем и сказал, что позволю разрушить студию только через мой труп". Это остановило рабочих. Со временем в приложение к инвестиционному проекту внесли поправку - речь теперь шла только о комплексной реставрации. Однако строка об отселении всех жильцов и изостудии осталась.

В 2003 году на помещение, где располагалась изостудия, объявили конкурс. Кореневич об этом узнал случайно, сосед принес журнал почитать. В конкурсе могут принимать участие любые досуговые учреждения, помещение получит "лучший из лучших". В.Кореневич смотрит на ситуацию в полном соответствии с правами и обычаями последних лет - то есть без надежды на успех, поскольку никакими средствами студия не располагает. "Мы с детьми занимаемся совершенно бесплатно, - говорит В.Кореневич, - сами пенсионеры. Правда, с большим художественным опытом. Но вот вместо того, чтобы делиться этим опытом с подрастающим поколением, нам приходится возиться с документами, писать письма и бегать за подписями".

Но даже в том случае, если изостудия выиграет конкурс на помещение, ничего хорошего ее не ждет. Согласно документам, Кореневич будет обязан предоставить второй комплект ключей управе для того, чтобы во время отсутствия учителей и учеников в помещении проходили другие мероприятия. "Нас уже несколько раз обворовывали, вынесли ценное оборудование. У нас в студии - сорокалетний архив работ, библиотека".

Нынешний глава управы района Арбат Борис Соколов считает, что "Мир глазами детей" нарушает правила, которые предписаны всем досуговым учреждениям, - так, преподаватель, по желанию родителей, отказался предоставить управе телефонные номера учеников, а только лишь их точные адреса. К тому же изостудия не принимала участия в первоапрельском празднике района Арбат, когда должна была вынести все свои работы на улицу. "Дело в том, что тогда шел сильный дождь и выносить в такую погоду картины просто нельзя. Все могло погибнуть, - говорит Валерий Александрович. - Но разве этими словами кого-нибудь убедишь?"

Теперь Валерий Александрович мечтает только об одном: чтобы две комнаты, в которых он вот уже 35 лет учит детей видеть в мире прекрасное, передали в безвозмездное пользование под изостудию. Кореневич уже обращался за помощью и к депутатам Думы, и к Юрию Лужкову, но все безрезультатно. Пока что на свои письма он получил только один ответ: "К сожалению, ваша ситуация не решаема".

P.S. Ситуация действительно печальная: 35 лет художник учит детей живописи, но, судя по последним событиям, город считает, что ничего ему и его воспитанникам не должен. Думается, 35 лет - срок более чем достаточный для того, чтобы убедиться в нужности дела Кореневича. И город, который на каждом углу кричит о своей безмерной заботе о талантливых детях, вполне мог бы помочь одной конкретной художественной школе.

Рейтинг@Mail.ru